Информация о специальных условиях для обучения
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная организация реализует специальные (коррекционные) программы начального общего, основного, среднего общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в образовательной организации работает психолого-педагогическая служба и логопункт;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном организации проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специально оборудованные учебные кабинеты | Кабинеты здания образовательной организации оснащены регулируемой мебелью, имеются одноместные парты, которые свободно передвигаются в разные точки класса в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ. Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха. Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м. При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны. Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня. Учебные доски в кабинетах установлены в зоне доступности инвалида на коляске. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного образования обучающихся с ОВЗ (различных вариантов, исходя из потребности учащихся). Педагоги школы, работающие с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В школе имеются кабинеты технологии для мальчиков, кабинеты технологии для девочек. Кабинеты технологии оборудованы в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. Имеется оборудование для лабораторных работ в кабинетах физики, биологии, химии. Созданы условия для формирования военно-патриотических качеств личности. Занятия с подростками по повышению интереса к военной службе проходят в кабинете ОБЖ. Объект предназначен также для формирования у обучающихся основ безопасности и жизнедеятельности. Кабинет оборудован стендами по гражданской обороне, стендами по первой медицинской помощи, стендами по основам военной службы. В кабинетах имеются методические пособия для учителя, таблицы по основным темам всех разделов каждого направления учебной подготовки обучающихся, раздаточные и дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся. В школе функционирует музейная экспозиция. |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Школьная библиотека расположена на втором этаже основного здания школы. Она занимает изолированное помещение. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря, оснащенного персональным компьютером, принтером. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен. Обучающимся с ослабленным зрением при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств. |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Спортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства. В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности, по реализации которых методико-практические рекомендации учащийся получает индивидуально. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | При проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: для слабовидящих: 1) обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; 2) задания для выполнения, а также инструкции по выполнению оформляются увеличенным шрифтом; 3) для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: организованы специальные рабочие места. |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | При входе в здание имеются широкие двери и поручни у лестниц. В школе помещения и предметы оснащены знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и в легко читаемой понятной форме, указателями разных форматов, тактильными средствами, выполняющими предупредительную функцию на покрытии, поручнями. Перед входной группой расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников образовательной организации, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи. На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «Желтый круг»— предупредительный знак для слабовидящих людей. Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы (при необходимости с помощью сотрудника школы). Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. |
Специальные условия питания | В школьной столовой расстановка столов, инвентаря и оборудования в обеденных залах обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов на колясках. Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организовано двухразовое питание. |
Специальные условия охраны здоровья | В образовательной организации осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Медицинское сопровождение включает диагностику физического состояния учащихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинский работник осуществляет динамическое наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Медицинское обслуживание в образовательной организации осуществляется на базе лицензированного медицинского кабинета фельдшером ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 12». |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | К информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ предоставлен для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Доступ возможен из локальной сети школы со стационарных компьютеров, удаленный доступ с личных компьютеров, доступ с мобильных устройств с использованием точки wi-fi образовательной организации. В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ используются онлайн и оффлайн дистанционные образовательные технологии, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Вопросы по отнесению Интернет-ресурсов в соответствующие группы, в том числе, доступ к которым предоставляется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, регулируется техническими средствами и программным обеспечением контентной фильтрации (формирование «белого списка» Интернет-ресурсов) осуществляет Совет по вопросам регламентации доступа к информации в сети «Интернет» МАОУ СОШ № 72 г. Тюмени. Сайт образовательной организации имеет версию для слабовидящих. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Список разрешенных сайтов для МАОУ СОШ № 72 города Тюмени по состоянию на 01.01.2022: http://www.fipi.ruФедеральный банк тестовых заданий. Открытый сегмент. Подготовка к ЕГЭ. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://depedu.tyumen-city.ru/html/index.html Департамент образования Администрации города Тюмени http://www.tyumen-city.ru/ Администрация города Тюмени. Официальный сервер http://www.ege.edu.ru/ Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.gov.ru/ Сервер органов государственной власти http://standart.edu.ru/ Новый стандарт общего образования http://www.internet-school.ru/ Интернет-школа «Просвещение.ru» http://www.profile-edu.ru/ Профильное обучение в старшей школе http://www.obrnadzor.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки РФ http://www.ed.gov.ru Федеральное агентство по образованию |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования | В образовательной организации обучающимся с ослабленным зрением для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств. Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на стационарных компьютерах установлены альтернативные устройства ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки) |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат | Общежитие, интернат в учреждении отсутствуют |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Общежитие, интернат в учреждении отсутствуют |