Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Места осуществления образовательной деятельности:

  • корпус 1 — ул. Энергостроителей, 4
  • корпус 2 — ул. Станционная, 26

Обеспечение качества получения образования во многом определяется микроклиматом образовательной организации, ее кадровым составом, грамотным руководством и, конечно же, повышением уровня ее материальной и технической базы.

В МАОУ СОШ № 72 города Тюмени ведется целенаправленная систематическая работа по обеспечению оптимальных условий для пребывания детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов на базе образовательного учреждения.

Процессы  обучения, воспитания и развития учащихся организованы на базе двух отдельно стоящих корпусов школы.

Большинство кабинетов оснащены в соответствии с современными требованиями, оборудованы современными техническими средствами – проекторами, интерактивными досками, организован выход в Интернет. С каждым годом расширяется школьный парк компьютерной техники.

Кроме этого, в школе есть специализированные кабинеты, в которых смогут заниматься дети, в том числе с ОВЗ и инвалиды: мастерские для девочек и мастерские для мальчиков, кабинеты физики и химии,  биологии, кабинеты социальных педагогов, педагогов-психологов, в первом корпусе имеется логопедический кабинет. 

Есть в школе один большой, два малых спортивных зала, зал для занятий гимнастикой и хореографией, спортивная площадка, где проходят уроки физкультуры, занятия по внеурочной деятельности, тренировки, спортивные соревнования, в том числе и для детей ОВЗ и инвалидов. Это создает возможность формировать культуру здорового образа жизни, поддерживать спортивную форму, готовиться и сдавать нормативы ГТО, взращивать спортивные надежды.

На первом этаже каждого корпуса размещаются столовые, где для детей, в том числе ОВЗ и инвалидов, организовано горячее питание. Работает буфет. 

На втором этаже первого корпуса оборудован актовый зал – место, где проходят самые яркие и запоминающиеся моменты школьной жизни – защита проектов, ученический дебют, проходят концерты и общешкольные праздники, конкурсы чтецов и театральных постановок, встречи с интересными людьми. Сюда приезжают многие наши социальные партнёры: депутаты, представители высших и средне специальных учебных заведений; здесь выступают филармонические и театральные коллективы.

Информационно – образовательный центр школы – школьная библиотека. В ней и абонемент, и читальный зал, и место для филологических дискуссий. Библиотека школы располагает достаточным количеством экземпляров справочной и художественной литературы, имеются в ней как электронные учебники, так и периодические издания. Количественный и качественный состав школьной библиотеки постоянно меняется, пополняясь новыми электронными и печатными учебниками: ежегодно поступают новые учебные пособия, в том числе учебники и методические пособия, соответствующие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

В целях оказания первой медицинской помощи на базе первого и второго корпусов имеются медицинский и процедурные кабинеты, в том числе и для детей ОВЗ и инвалидов.

В целях обеспечения безопасного пребывания обучающихся, в том числе ОВЗ и инвалидов, в помещении и на территории образовательного учреждения в школе имеется  видеонаблюдение, по договору с ЧООП организована охрана с оборудованным местом для сотрудника охранного предприятия на входе в школу.

Материально-техническая база  МАОУ СОШ № 72 корпус 1

(ул. Энергостроителей, 4)

Тип здания: отдельно стоящее 3-х этажное. Год постройки 1991, рассчитано на  850 учебных мест. Территория  обнесена металлическим забором по периметру.  Парковка на 15 машиномест.  В здании имеются медицинский и процедурный кабинеты. Вход оснащен кнопкой вызова для инвалидов. Территория и помещения школы находятся под круглосуточной охраной и видеонаблюдением. 

Площадь школы 5445,8  кв.м.

Территория 23636 кв.м.

Наименование помещенийПлощадь
Столовая на  мест162
Актовый зал176
Спортивный зал273
Спортивный зал68
Учебные классы – 40 шт.1891
Библиотека68
Компьютерный  класс-171
 Информационно–цифровые  ресурсы:
 — учебники25448
— художественная литература13391
— медиатека380

Единое информационное образовательное пространство созданное для обучающихся ОУ, в том числе и детей с ОВЗ,  инвалидов  и сотрудников ОУ включает:

— технические, программные средства;
— локальную сеть школы, позволяющую применять в образовательном процессе информационные технологии;
— информационно-библиотечный центр;
— актовый зал школы, оснащенный мультимедийным оборудованием.
 

Оборудование

Наименование оборудованияКоличество
Персональные компьютеры38
Ноутбуки21
Нетбуки68
Принтеры32
Сканеры3
Мобильный сканер доски5
Мультимедиа проекторы27
Интерактивные доски10
Цифровые фотоаппараты1
Цифровые видеокамеры1
Телевизоры24
Локальная сеть школы объединяет компьютеров59
Подключено к сети Интернет компьютеров59

Комплекты учебно-лабораторного  оборудования

К-т учебно-лабораторного оборудования по  роботехнике для начальной школы (LEGO)1 шт.
Комплект рабочего места педагогического работника, обеспечивающего дистанционное обучение1 шт.
Учебная  лаборатория «Архимед» по биологии1 шт.
Учебная лаборатория «Архимед» по физике1 шт.
Учебная лаборатория «Архимед» по химии1 шт.

Материально-техническая база МАОУ СОШ № 72 корпус 2

(ул. Станционная. 26)

Тип здания: отдельно стоящее 2-х этажное.
Год постройки 1971, рассчитано на  480 учебных мест. Территория  обнесена металлическим забором по периметру. Парковки нет. В здании имеются медицинский и процедурный кабинеты. Вход оснащен кнопкой вызова для инвалидов.
Территория и помещения школы находятся под круглосуточной охраной и видеонаблюдением.
Площадь школы 3735,1  кв.м.
Территория 13813 кв.м.

Наименование помещенийПлощадь, м2
Столовая/актовый зал на 140 мест132
Спортивный зал146
Спортивная площадка2046
Учебные классы –  20 шт.956
Библиотека23,5
Компьютерный  класс 148,8

Информационно–цифровые  ресурсы:

 — учебники
— художественная литература
— медиатека

Цифровые образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

Образовательные интернет-порталы (электронные образовательные ресурсы):

Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
библиотека цифрового образовательного контента (ссылка https://urok.apkpro.ru/);
Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru/);

Подготовка к ЕГЭ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральный институт педагогических измерений
http://www.fipi.ru
Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://ege.edu.ru
Федеральный центр тестирования
http://www.rustest.ru
Материалы для самоподготовки учителей и учеников
Педагогическая библиотека
http://pedlib.ru
Академия повышения квалификации работников образования
http://www.apkpro.ru

Единое информационное образовательное пространство созданное для обучающихся ОУ, в том числе и детей с ОВЗ, инвалидов  и сотрудников ОУ включает:

— технические, программные средства;
— локальную сеть школы, позволяющую применять в образовательном процессе информационные технологии;
— информационно-библиотечный центр;
— актовый зал школы, оснащен мультимедийным оборудованием.

Оборудование

Наименование оборудованияКоличество
Персональные компьютеры33
Ноутбуки12
Нетбуки55
Планшеты3
Принтеры34
Сканеры1
Мобильный сканер доски6
Мультимедиа проекторы21
Интерактивные доски1
Цифровые фотоаппараты1
Цифровые видеокамеры1
Телевизоры4
Локальная сеть школы объединяет компьютеров45
Подключено к сети Интернет компьютеров45


Комплекты учебно-лабораторного  оборудования, необходимые для  реализации  практической части Учебного плана, для обучающимся ОУ,  в том числе и для детей с ОВЗ и инвалидов.

К-т учебно-лабораторного оборудования по  роботехнике для начальной школы (LEGO)1 шт.
Комплект рабочего места педагогического работника, обеспечивающего дистанционное обучение1 шт.
Учебная  лаборатория «Архимед» по биологии1 шт.
Учебная лаборатория «Архимед» по физике1 шт.
Учебная лаборатория «Архимед» по химии1 шт.

Информация о меню ежедневного горячего питания, о наличии диетического меню, о перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации питания, о перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье, формы обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию 

Доступная среда

Информация о специальных условиях для обучения

инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   Образовательная организация реализует специальные (коррекционные) программы начального общего, основного, среднего  общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:                                                                                  
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы            Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в образовательной организации работает психолого-педагогическая служба и  логопункт;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном организации проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Специально оборудованные учебные кабинеты
   Кабинеты здания образовательной организации оснащены регулируемой мебелью, имеются одноместные парты, которые свободно передвигаются в разные точки класса в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ. Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха.
Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м.
При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога.  
 Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны.
 Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня.
Учебные доски в кабинетах установлены в зоне доступности инвалида на коляске. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного образования обучающихся с ОВЗ (различных вариантов, исходя из потребности учащихся). Педагоги школы, работающие с детьми с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации. 
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяВ школе имеются кабинеты технологии для мальчиков, кабинеты технологии для девочек. Кабинеты технологии оборудованы в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. Имеется оборудование для лабораторных работ в кабинетах физики, биологии, химии. Созданы условия для формирования военно-патриотических качеств личности. Занятия с подростками по повышению интереса к военной службе проходят в кабинете ОБЖ. Объект предназначен также для формирования у обучающихся основ безопасности и жизнедеятельности. Кабинет оборудован стендами по гражданской обороне, стендами по первой медицинской помощи, стендами по основам военной службы. В кабинетах имеются методические пособия для учителя, таблицы по основным темам всех разделов каждого направления учебной подготовки обучающихся, раздаточные и дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления подготовки обучающихся. В школе функционирует музейная экспозиция.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяШкольная библиотека расположена на втором этаже основного здания школы. Она занимает изолированное помещение. В библиотеке имеется отдельное хранилище для учебников. Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря, оснащенного персональным компьютером, принтером. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен. Обучающимся с ослабленным зрением при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья    Спортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства.
В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности, по реализации которых методико-практические рекомендации учащийся получает индивидуально.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья   При проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
для слабовидящих:
1) обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; 2) задания для выполнения, а также инструкции по выполнению оформляются увеличенным шрифтом; 3) для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: организованы специальные рабочие места.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации   При входе в здание имеются широкие двери и поручни у лестниц.
В школе помещения и предметы оснащены знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и в легко читаемой понятной форме, указателями разных форматов, тактильными средствами, выполняющими предупредительную функцию на покрытии, поручнями. Перед входной группой расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников образовательной организации, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.
    На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «Желтый круг»— предупредительный знак для слабовидящих людей.
    Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. 
Специальные условия питания   В школьной столовой расстановка столов, инвентаря и оборудования в обеденных залах обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов на колясках.
   Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организовано двухразовое питание.
Специальные условия охраны здоровья   В образовательной организации осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
       Медицинское сопровождение включает диагностику физического состояния учащихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
       Медицинский работник осуществляет динамическое наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.     Медицинское обслуживание в образовательной организации осуществляется на базе лицензированного медицинского кабинета фельдшером ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 12».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья    К информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ предоставлен для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Доступ возможен из локальной сети школы со стационарных компьютеров, удаленный доступ с личных компьютеров, доступ с мобильных устройств с использованием точки  wi-fi образовательной организации. В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ используются онлайн и оффлайн дистанционные образовательные технологии, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
   Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
   Вопросы по отнесению Интернет-ресурсов в соответствующие группы, в том числе, доступ к которым предоставляется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, регулируется техническими средствами и программным обеспечением контентной фильтрации (формирование «белого списка» Интернет-ресурсов) осуществляет Совет по вопросам регламентации доступа к информации в сети «Интернет» МАОУ СОШ № 72  г. Тюмени.
Сайт образовательной организации имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья   Список разрешенных сайтов  для МАОУ СОШ № 72 города Тюмени по состоянию на 01.01.2022: http://www.fipi.ruФедеральный банк тестовых заданий. Открытый сегмент. Подготовка к ЕГЭ. http://www.edu.ru/
Российское образование. Федеральный портал http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://depedu.tyumen-city.ru/html/index.html
Департамент образования Администрации города Тюмени http://www.tyumen-city.ru/
Администрация города Тюмени. Официальный сервер http://www.ege.edu.ru/
Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.gov.ru/
Сервер органов государственной власти http://standart.edu.ru/
Новый стандарт общего образования http://www.internet-school.ru/
Интернет-школа «Просвещение.ru» http://www.profile-edu.ru/
Профильное обучение в старшей школе http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.mon.gov.ru
Министерство образования и науки РФ http://www.ed.gov.ru
Федеральное агентство по образованию
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В образовательной организации обучающимся с ослабленным зрением для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
 Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на стационарных компьютерах установлены альтернативные устройства ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки)
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернатОбщежитие, интернат в учреждении отсутствуют
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяОбщежитие, интернат в учреждении отсутствуют